ПРАВОСЛАВНОЕ |
О познанииНаверное читатель согласится с автором, что в результате прочтения предыдущей темы о древе познания и его плодах вопрос о самом познании «встал ребром». И нам никуда не деться от попыток найти ответ на этот вопрос. Для начала надо определиться с используемой терминологией. Термины «познание», «разумение», «хорошо», «добро» уже заняты. Они даны нам в Библии и сейчас их использование уместно только в библейском смысле во избежание путаницы. Давайте использовать «изучает, исследует, узнаёт» и их синонимы, выбирая подходящее по обстановке. Как человечество изучает окружающий мир? Первое, что мы отметим и зафиксируем - только через изучение окружающего мира отдельными людьми. Новое знание в науку приносит только человек, и этот человек всегда вполне определённый. Поэтому нам надо разбираться с тем, как отдельный человек узнаёт новое. Если мы зададим этот вопрос окружающим в отрыве от нашего контекста, то услышим простой и понятный ответ: либо его учат, либо он учится сам. Для нас фраза «его учат» напоминает об иерархии и о том, что она должна быть бесконечна. Как Спаситель называл Творца? Авва Отче – учащий отец. Это безопасный, гарантированный, способ познания (и в научном, и в библейском смысле слова). Но Бог дал и второй способ изучения - через предположения. И нельзя говорить, что это опять напортил горе-прораб. Бог сам насадил это древо посреди Рая. Для чего? Ответ всё в тех же словах - чтобы ведать познаваемое о добром и лукавом. Разницу между «разумением» и «познанием» наверно пояснять особо не надо. Понял, уразумел частный вопрос, а познать можно только весь предмет целиком. С термином «хорошее» или «доброе» всё обстоит значительно серьёзней. О происхождении корня «хорош» от имени языческого божка мы уже упоминали. «И увидел Бог, что это добро». Попробуем трактовать как «И решил Бог, что это полезное явление (создание...)». Неспроста сказано «увидела Жена, что дерево добро». Если Творец первым начал давать оценку «это добро», то любая человеческая оценка того, что добро или не добро (!!! так, а не «лукаво» или «зло»!!!) должна по заповеди подобия ориентироваться на Творца. Говоря другими словами «Прежде, чем сказать «это хорошо», подумай, как это оценил бы Бог». Другой сложность в том, что «не хорошо», «нехорошо», «не добро», «недобро», «лукаво» и «зло» – совсем не одно и то же. Иначе говоря, «не от Бога» не всегда означает «от лукавого» (но очень часто). Про сотворение человека не сказано «И увидел Бог, что это добро». Кстати, в современном масоретском переводе Библии эти слова убраны и из второго дня творения. Обобщая, можно сказать, что второй способ изучения, или «уразумения» - это через предположения и их обязательную проверку «как на это посмотрел бы Творец». Обязательная проверка с привлечением бесконечной иерархии. И именно этого не сделали Адам и Ева. Сейчас уместно сказать о некоторой игре слов. Научную картину мира очень часто называют парадигмой. Само древнегреческое παράδειγμα означает «пример, модель, образец», и состоит из древнегреческого παρά «возле, рядом» + δεῖγμα «показываемое, образчик, проба». Есть другое слово с тем же первым корнем: парадокс – древнегреческого παράδοξος «неожиданный, странный». Образовано из того же παρά «возле, рядом» + δόξα «мнение, представление». Есть ещё слово ортодокс ὀρθόδοξος «правильно верящий», из ὀρθός «прямой; правильный» + δόξα «мнение, представление». Не стоит ли «Познание от Бога» обозначить словом ὀρθόδεῖγμα – ортодигма? Смотря на научное познание с его предположениями, на повсеместно распространённые каинские изобретения, начиная с городов и цивилизации, можно подумать, что от древа разумения хорошего и лукавого один вред. Между тем, согласно Писанию, древо разумения загораживало путь к древу Жизни. Древо жизни есть Христос (обсуждали выше, не будем повторяться). И чтобы достойно приступить к этому Древу, сперва надо разобраться с древом разумения доброго и лукавого. Почему Творец запретил не "выросшим" Адаму и Еве вкушать с древа разумения доброго и лукавого? По мере духовного роста человек достигает такого уровня, когда может исследовать зло не повреждаясь при этом. Читатель, обратите внимание –автор говорит не в прошедшем времени про Адама и Еву, а в настоящем про всех, кто стремиться духовно расти. Физически эта стадия весьма понятна - правое настолько окрепло и укрепилось в человеке, что зёрна левого отторгаются сразу, притяжения между человеком и "исследуемым явлением" нет. Такой человек смотрит на зло, но ему не "любопытно". Человек не пугается зла, а наоборот, он "на автомате" начинает искать, где повреждена иерархическая цепочка и как её восстановить. Вот только такой человек и дорос до права решать, что добро - ведь он всегда ищет, как помиловать, как исправить. Только такой человек может "объективно" наблюдать окружающую действительность. На таком высоком уровне можно применить и другие слова - это право судить окружающее. Судом Божиим, правдой Божией решать, что добро, а что недобро. Кстати, не этот ли корень имеют слова сударь и государь? Это возможно только для духовно выросшей личности, возвещающей ищущему Божий Промысел - Божию Волю, а не свою. Опыт Церкви не только показывает, что это достижимо каждому человеку, но и подсказывает, как достичь этого. Связаться с автором Telegram |