ПРАВОСЛАВНОЕ
НАУЧНОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Шестоднев

О замысле Боговоплощения

Ещё раз напомним читателю, что всё написанное – только «мысли вслух» и предположения. Пища для размышления. Сейчас мы вплотную подошли к теме Боговоплощения. Почему сейчас? Ведь об этом говорится не в первых главах Библии, а в Евангелие? По простой логике надо сейчас рассматривать грехопадение, которое имело место в Раю. Но с точки зрения науки, грехопадение только лишь усложнило достижение ранее поставленной цели, то есть НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не отменило её. Конечная цель по определению находится «вне», т. е. до конца мы её понять не можем. Цель эта в научной формулировке: восстановление непрерывной иерархии систем и удаление из них левого. А на языке Церкви – Всевышний сотворил человека, чтобы Самому Вочеловечится, Боговоплотится и этим Обожить.

Бог сотворил ПРАВЫЙ ангельский мир и начал творить ПРАВУЮ "землю". Один из его "прорабов" взбунтовался и испортил замысел Творца, заразив мiр левым, куда и был низвергнут; а между Ангельским миром и землёй был сотворён непреодолимый для левого барьер - "твердь небесная". Между правым Божественным и зараженным левым мiром возникло отталкивание. Бог стал исправлять сотворённое. Чтобы восстановить непрерывную иерархию систем и удалить из них левое; для этого нужна такая структура, такое образование, которое, будучи создана из повреждённого левого материала мiра, будет при этом способно встроиться назад в бесконечную иерархию вложенных правых систем. Для решения этой задачи Бог последовательно создаёт растения, рыб, животных. Потом делает "связующий мост" между землёй и Небом – Рай. В Раю помимо всего остального, выше перечисленного, Бог отдельно создаёт древо Жизни в центре Рая и древо разумения доброго и лукавого. В Рай Бог поместил Человека – венец творения, свой образ, задав ему направление уподобления себе. Человек был сотворён ПРАВЫМ, сотворён даже не из ЛЕВОЙ земли мiра, а из праха земного. И дал Бог человеку такое благословение: 1) расти и множиться, и наполнять землю 2) господствовать над землёй 3) обладать землёй и всем на земле.


Автор считает необходимым пересказать общепринятую Церковную точку зрения по рассматриваемому вопросу и использовать для этого труды, рекомендованные Церковью для изучения Православия. Вот что говорит митрополит Илларион (Алфеев) в своём труде «Православие» (Том 1. Глава IV «Христос», §1 «Боговоплощение»).

Тему Боговоплощения мы рассмотрим на примере учения нескольких наиболее авторитетных отцов Восточной Церкви: Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Исаака Сирина, Максима Исповедника и Симеона Нового Богослова. Обзор взглядов этих авторов на догмат Боговоплощения даёт достаточно полную картину его понимания в Православной Церкви.

...

Трактат Афанасия Александрийского «Слово о воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти» стал классическим выражением восточно-христианского учения о Боговоплощении. В этом произведении автор, говоря о причинах Боговоплощения, обращается к библейскому понятию образа Божия. В падшем человеке образ Божий был помрачён, подобно тому, как изображение человека на доске, покрытой наслоениями грязи, перестаёт быть видимым. Для того чтобы восстановить изображение, не нужно выбрасывать доску: для этого необходимо, чтобы пришёл тот, с кого писался портрет, и на старой доске лик был написан заново. 

...

Григорий Богослов в своей трактовке догмата искупления делает акцент на любви Божией, которая была главной причиной Боговоплощения. Единородный Сын Божий был послан Отцом в мир для того, чтобы исцелить повреждённую грехом человеческую природу.

...

В богословском видении Исаака Сирина Божественная любовь занимает настолько центральное место, что в его трактовке Боговоплощения на второй план отходят другие традиционные христианские темы, такие как искупление от греха и победа над смертью. Исаак, например, считает, что Сын Божий воплотился не ради оставления грехов и уничтожения смерти и даже не для искупления людей от греха, а ради явления любви Божией к человеку

...

Учение о причинах Боговоплощения, содержащееся в творениях Максима Исповедника, представляет особый интерес – как по причине его оригинальности, так и ввиду того, что оно в чём-то перекликается с трактовкой Боговоплощения у средневековых западных богословов. На Западе, начиная с Руперта из Дойтца (†1129), ставился вопрос о том, воплотился бы Сын Божий, если бы Адам не согрешил, или нет. Иными словами, можно ли считать Боговоплощение следствием грехопадения Адама, или оно произошло бы вне зависимости от грехопадения? 

Максим Исповедник неоднократно в своих сочинениях возвращается к мысли о том, что Боговоплощение было конечной целью творения.........Боговоплощение ставится в связь не с грехопадением Адама, а с сотворением мира: весь мир, по мысли Максима, был создан ради конечной цели Боговоплощения. Человек же был создан ради обожения, и эта Божественная цель осталась неизменной после грехопадения.

...

.... у Симеона проводится мысль об обожении человека как цели Боговоплощения. Почти повторяя классическую формулу Иринея-Афанасия, Симеон говорит: «Для чего Бог стал человеком? Чтобы человека сделать богом». Обожение является чудом соединения Бога с человеком, по подобию единства между Отцом и Сыном:

«Он даёт обещание, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе...».

Симеон подчёркивает личностный характер Боговоплощения, благодаря которому человек становится братом и «сонаследником» Господа. Христос воплощается не ради абстрактной «массы» людей, но ради каждого конкретного человека: «Бог послал Сына Своего Единородного на землю для тебя и для твоего спасения, потому что предузнал тебя и предопределил тебе быть братом и сонаследником Его».


Как мы видим из приведённых отрывков, точка знания, что Боговоплощение было задумано до грехопадения, не противоречит учению Церкви. Евгений Авдеенко, на работы которого опирается автор, говорит, что по мере духовного возрастания человек должен был сперва дорасти до контакта с древом разумения доброго и лукаваго без вреда для себя, а потом и до приятия древа Жизни. Авдеенко обращает внимание на используемые в Писании обороты: «и приставил херувимов и пламенное оружие, обращающееся чтобы хранить путь Древа Жизни». Не путь К Древу Жизни, а путь самого Древа Жизни. Не будем повторять его подробный богословский разбор, скажем только вывод - это путь нашего Спасения, это тайна Боговоплощения. Тайна Креста, также называемого Древом Жизни.

Если мы принимаем знание о том, что Боговоплощение было задумано до грехопадения, то можем увидеть в описании Рая пару важных моментов. Первый касается нашего исходного предположения, что Бог сотворил человека «правым». Мы точно не знаем, мог ли Адам в теле до грехопадения пройти сквозь второе небо, через мембрану. Но точно знаем, что сотворённый человек должен был ещё развиваться. «Множьтесь числом и растите духовно». Сотворён по образу и приобретает подобие. То есть, сотворён НЕСОВЕРШЕННЫМ. Совершенство человечества будет достигнуто при Боговоплощении. Второй весьма важный момент - и при всём при этом, при духовном росте до Боговоплощения, предполагалось, что человек бессмертен.

Достигнуть подобия, в христианской терминологиии — богоподобия — основная цель нашей христианской жизни. Очевидно, что достичь подобия может бесконечное множество людей. А вот Мессия, первый Богоподобный Человек, первый Человек, который стал полномочным и полновластным представителем Божественной иерархии здесь на Земле – такой человек может быть лишь один. И другие люди достичь Богоподобия могут только с помощью Мессии. Причём это чисто научный вывод (подробнне другом уровне изложения данной темы). Ещё заметим, что в Божьем Царстве уже нет «симфонии» - в восстановленной бесконечной иерархии вышестоящая целеполагающая система может быть только одна.

Человек был сотворён ПРАВЫМ и бессмертным. Заразившись ЛЕВЫМ, человек стал смертен. После грехопадения для исправления человека теперь нужно ещё и воскресение из мёртвых. Наука говорит, что Боговоплощение необходимо вне зависимости от грехопадения. Восстановление непрерывной иерархии управления вложенных систем и разворот элементов в "правое" – эта цель недостижима без восстановления «исходного» правого взаимодействия на всех уровнях. А лучше сказать – органичного вливания в ту "оставшуюся" вышестоящую систему, от которой когда-то оторвался "архитектор мiра сего". Царствие Божие далеко неспроста названо именно царствием. Один из смыслов привычного словосочетания – иерархия власти, иерархия управления, которая берёт начало "из вышестоящей бесконечности". Дальше, после Боговоплощения, дальнейшее восстановление становится значительно более лёгким и быстрым. И дело здесь не только в том, что на каждом уровне, для каждой повреждённой системы существует пример, дана пошаговая инструкция, как исправить свои дефекты (если, конечно, есть на то желание). Основное другое: после Боговоплощения принципиально изменяется принцип управления, слабое подобие – введение внешнего управления на проблемном предприятии. Становятся возможными принципиально новые процессы обмена между системами в восстановленной иерархии. Это не только Евхаристия – жертвоприношение и питание не от низов к "верхам", а наоборот: даваемый Свыше хлеб Жизни. Ещё один процесс опишем словами из Евангелия от Иоанна 16.7 "если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам".

В прозвучавшем ДО грехопадения Благословении – т. е. прямом целеуказании Человеку было задано (возьмём перевод Авдеенко – тонкости переводов с господствуйте/ обладай­те/ началь­ствуй­те/ владычествуйте) «И благословил их Бог, говоря растите и множьтесь, и наполняйте землю и господствуйте над нею, и владычествуйте над рыбами, птицами, скотами, и всею землёю и всеми ползучими». Сотворённого человека Бог поместил в рай со словами и поселил его в саду Едемском, чтобы возделы­вать его и хранить его. (Быт2:12). Хранить от кого? Притом, что грехопадения ещё далеко. Хранить надо было от лукаваго... В день сотворения человеку было сказано: «господствуйте над Землёю (видимым миром), начальствуйте над землёю (что означало главенство человека ввиду присутствия в мире сатанинских сил)» Вот это (Быт1:28) благословение человеку «начальствуйте над землёю» исчезло из еврейского текста. После потопа Бог повторяет своё Благословение–целеуказание, но уже в усечённой форме. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множьтесь, и наполните Землю и примите господство над Нею».

Господствовать над Землёй имеется в виду над видимым миром. Начальствовать над Землёй – это как минимум не уступать Землю невидимым враждебным духам и сатане. А было в перспективе - исПРАВлять и далее. Можно даже рискнуть предположить, что человек был создан как инструмент, оружие, которым Богу надлежит победить Сатану – первого из Архангелов по происхождению. Для начала человек должен был хранить ту землю Рая, которую Господь ему дал, и сам Господь огородил от окружающего. Укрепившись духовно, человек должен был начать возделывать остальную Землю по образу и подобию Рая. Человек должен был не уступать врагу рода человеческого, однако уступил. Начальствовать над Землёй после грехопадения человек уже не может. То есть человек лично может не уступать сатане, как например Иов. Но над землёй он уже не начальствует. Вот это «начальствует» и отсутствует в повторном Благословении Ною. Грехопадение «подкорректировало» изначальную цель. При первом Благословении под руководство, под «иерархическую зависимость» от сотворённых людей была передана земля и живые существа на ней. Но после грехопадения, кроме господства над землёю звучит и другое «проклята земля в делах твоих» и Церковь говорит, что «земля и все дела на ней сгорят». После грехопадения переданная под власть человека земля была проклята. Возникает предположение, что придётся этот мiр уничтожить полностью вместе с отпавшими ангелами (проклятие змию и земле). Но надо понимать, что это только предположение автора. Как и предположение о том, что подкорректировать цель можно ещё и ещё раз в зависимости от развития ситуации: После проклятия Адаму «проклята земля в делах твоих» звучит «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множьтесь и наполните Землю и примите господство над Нею».


Связаться с автором Telegram