ПРАВОСЛАВНОЕ |
ИерархияДля того, чтобы система не просто существовала, а совершенствовалась, развивалась; для этого цель развития системы не должна находиться внутри системы. Желаемый результат, цель системы должны быть внешними по отношению к системе. Именно цель, целеуказание делают систему целой и целостной. В системе элементы объединяются «для чего-то», а не «от чего-то». Как говорится «Есть религия (вера) - ищет цель, ответ на вопрос “Зачем?”. Есть наука (познание) - ищет метод, ответ на вопрос “Как?” И не надо путать одно с другим» Настоящая вера всегда даётся свыше, а настоящая наука всегда плод системы. И ещё: цель подразумевает движение к цели. Система должна тратить 60-80% своих сил/ресурсов для достижения этой внешней цели. Более того, в некотором смысле можно сказать, что тратить 50% и более на внутреннее потребление - это пройти точку невозврата. Даже в этом случае, а тем более в случае «выбора внутренней цели», т.е. при превращении в эгоцентрическую систему - в системе неизбежно начинает быстро нарастать хаос. Ещё очень полезно напомнить правило «КПД 50%» - при максимальной выдаваемой мощности, максимуме полезного результата КПД системы будет 50%. Можно достичь высоких КПД, но... «на холостых оборотах». Один из интереснейших выводов синергетики - необходимость иерархии систем. Попробуем рассмотреть взаимодействие систем в иерархии на примере цепочки гражданин - семья - предприятие - отрасль - государство. Очень упрощённо скажем, что цель семьи - воспитать детей. Это цель внешняя: дети должны "вырасти и улететь". Ещё раз извинимся - говорим очень упрощённо. В своей деятельности семья руководствуется теми условиями, которые даёт работа родителей: зарплатой, требованиями и перспективами. Перспективы, профессионализм и повышение квалификации - эти «ориентиры» задаёт уже отрасль. Законы жизни даёт государство, а над всем есть "общечеловеческие ценности". Как мы видим, человек сильно ограничен в своём произволении, но немалая доля свободы у него также есть. Работу человека на предприятии лучше всего описать термином "структурное управление". У предприятия жёсткая организационная структура, прямая постановка задач и непосредственный контроль выполнения. За выполнение поставленных целей система "предприятие" делится с подсистемой "сотрудник" частью своих ресурсов - оплатой труда. Финансы, прибыль - это "энергия" предприятия как системы. Цель деятельности предприятия всегда внешняя: производить товар и реализовывать его, оказывать услуги и в обмен на это получать финансы - "энергию". Если тратить всю энергию, а тем более и все силы только на внутреннее потребление – предприятие разорится. А для развития надо брать всё самое передовое - вот вам и элемент обмена информацией с окружающей средой. В деятельности предприятия огромнейшую роль играют законы. Как юридические, так и моральные. А юридические законы - не что иное, как целеуказание государства. В отличие от предприятия, государство обычно управляет обществом при помощи регулирования "правил игры" - издания законов. Это бесструктурное управление. Оно более медленное, но и более эффективное, чем "прямое ручное" - т.е. структурное. В ключевых направлениях государство создаёт управляющие структуры. "Структурное управление" через силовые и госструктуры. На уровне отраслей, министерств и ведомств, как правило, более распространено структурное управление, чем бесструктурное от государства этой отраслью. Что государство отраслям, что отрасль предприятиям, при бесструктурном управлении задаются "ценности" с помощью законов. Задаётся «что выгодно, а что нет» - полагает цель. Нет непосредственного контроля исполнения - есть контроль "нахождения в рамках допустимого". Вышестоящая система (государство или отрасль) позволяет импортировать из окружающей среды ресурсы и перерабатывать их, и требует себе бо́льшую часть переработанных ресурсов. А какая цель у государства? И кто её поставил? Очевидно, что в рамках государства иметь цель создать "общество потребления" - это получить замкнутую систему в масштабах государства. В то же время условно называемые "общечеловеческие ценности" в своей основе имеют религиозные истоки. К тому же "общество потребления" - это сейчас массовое понимание, но из него жизнь и история знают исключения. Конституция Греции начинается со слов "Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы". В проекте Конституции современного государства Израиль сформулировано прямо "Высший суверенитет принадлежит Господу." Но самый глубокий пример и пищу для размышления даёт древний Израиль. Все помнят, что Моисей и Иисус Навин были лидерами израильского народа после выхода из Египта. Многие знают, что первым царём Израиля был Саул, которого сменил знаменитый царь Давид. А вот сколько лет прошло между смертью Иисуса Навина и началом царствования Саула – большинство не знает. Около двухсот пятидесяти лет у народа, у государства, не было человека–лидера. Тем не менее, государство крепло, успешно вело войны, росло и расширялось – было более успешным, чем многие другие государства с царем–лидером. В этот период реальное руководство государством осуществлял Дух. То есть высшая власть в государстве официально была у нематериальной сущности - для нас крайне важен именно этот аспект. И был отработан механизм такой формы государственной власти. Были внедрены в жизнь социума "социальные институты" - институт судей и институт пророков. Через пророков Дух давал целеуказания народу. А чтобы предотвратить искажения и подмену в управлении государством - была специальная "система аттестации" пророков. Знаменитое выражение "пророка нет в отечестве своём" из неё. Это было в прямом буквальном смысле слова царство Божие и очень многое вокруг (например та же ситуация с «синергией») указывает на то, что мы движемся к аналогичному на новом уровне - царству Божьему. Иерархия вложенных систем бесконечна "по определению". Там, на том уровне, где она прерывается, где какая-то система отказывается от даваемого свыше целеуказания и начинает ориентироваться на цель внутри системы - на этом уровне, в этой системе начинает нарастать хаос: система становится замкнутой и по второму началу термодинамики энтропия не уменьшается. Как мы видим, начиная с какого-то уровня вышестоящая целеполагающая система становится полностью тонккоматериальна по своей природе. Есть хороший поэтический образ служение идее, служение мечте. Автор считает, что это закономерность. Пусть еще не осознанная в рамках научного подхода, но закономерность. Управление нацией, государством, общепланетарными процессами ДОЛЖНО идти из тонкого мира. О том, что первый уровень именно народ и нация – указывают слова Писания «И положил Бог каждому народу пределы обитания». Для исполнения любым народом поставленной Богом цели не требуется повсеместное распространение данного народа. Более того, вспомним когда это было сказано - Вавилонское разделение языков и земель. То есть даже наоборот – единое всепланетарное земное царство-государство препятствует реализации Божьего Промысла. Единение всех живущих должно происходить только на духовной основе. Более понятна сия мысль в терминологии систем и их взаимодействия с окружающим. На Земле недопустимо делать одну единую всеобщую систему. Систем (государств, народов, церквей..) на планете всегда должно быть несколько. Эти системы интенсивно обмениваются друг с другом всеми тремя видами обмена, но при этом они остаются самостоятельными системами. И у каждой своя поставленная Свыше цель. Ещё обращу внимание на тот факт, что в день Пятидесятницы ученикам Христовым было дано говорить на всех наречиях мира, а не был дан один язык. Иерархия вложенных систем БЕСКОНЕЧНА и кто сказал, что в тонком мире, в поле кручений не может быть замкнутых систем, которые сами отказались от «вышестоящего целеполагания» и теперь пытаются противостоять нарастанию хаоса и собственному разрушению? Напомним, что по законам сохранения тонкоматериальная структура не может создать тонкоматериальную структуру. Перераспределить "частички", выделить из себя, собрать из обломков в окружающей среде может, а вот создать - нет. Новое в тонком мире может быть создано только с помощью материи. Кто сказал, что попытки таких «оторванных» тонкоматериальных систем противостоять хаосу не могут распространяться на привычные материю и вещество, а есть удел только их тонконого мира? «Не всё, что сверху – от Бога», не всё, что из тонкоматериального мира - от непрерывной восходящей иерархии. К большому сожалению, ориентировка на «общество потребления» - это только один вариант, при этом далеко не самый худший. Связаться с автором Telegram |